Эволюция познания и “Радастея”

“Радастея”

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения и проходит вместе с ним определенные этапы развития.

На каждом из них процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо из форм, хотя бы и такой важной как научное, которое, как считают современные ученые, не «покрывает» собой познание как таковое. Сейчас уже известно, что наука о познании не может строить свои выводы, черпая материал для обобщения из одной сферы — научной, даже если речь идет о «высокоразвитом естествознании».
Ученый мир в настоящее время не претендует на познание чистой истины, как и признает свою неспособность познавать сущее без остатка. Область категорий бытия и категорий познания совпадает частично, и только этим можно объяснить, что процессы природы кажутся совершающимися по математическим законам. На самом деле это условно-приблизительное объяснение наукой взаимодействия человека с воспринимаемой его сознанием «знаковой системой», посредством которой ему является Вселенная.

Анализируя исторические формы познания, которые на разных стадиях развития общества преобладали в нем, и имели различную степень влияния на познавательные процессы в целом, можно сказать, что наиболее эффективным является такой процесс познания, который включает в себя все существующие и существовавшие когда-либо способы познания действительности.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей.

Одна из исторически первых форм — игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатство культуры — деловые игры, игра актеров, в науке применяются специальные игровые модели, где проигрываются различные варианты течения сложных процессов решения научных и практических проблем. Целый ряд влиятельных направлений современной философской и научной мысли выдвигают игру в качестве самостоятельной области изучения.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах общения и т. д. В последнее время было выяснено, что так называемое мифологическое мышление — это не просто игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила развитое выражение в искусстве. Хотя считается, что художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов — одна из важнейших для него.
Одними из древнейших форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное. Особенности последнего определяются тем, что оно рассматривает формы отношения людей к господствующим над ними земными силами.

О существовании неких общих законов познания говорили еще древние философы [1]. Гераклит в процессах изменения мира видел исполнение законов «единого мудрого», которые присущи и бытию и познанию. Чтобы постигнуть природу каждого отдельного предмета, нужно уметь приложить общий закон. Подчеркивая активную роль субъекта в познании, философы-софисты придавали большое значение анализу возможностей слова и языка в познавательном процессе.

Аристотель важнейшим инструментом познания считал логику [2]. Он пытался вывести свою логику за рамки формальной, он ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. В логических формах и принципах познания он видел основные формы и законы бытия.

В европейской философии теория познания занимала центральное место [1]. Ф. Бэкон считал, что науки, изучающие познание и мышление являются ключом ко всем остальным, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений. Кант в своей гносеологии исследует три основных способности познания — чувственность, рассудок и разум. Философ рассматривает два вида логики: анализ и синтез. Именно синтезу Кант придаёт значение фундаментальной операции мышления, так как именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете.

Гегель считал, что теория познания не должна содержать пустые, мертвые формы мысли и принципы, в нее должна войти вся жизнь человека. Исследование всеобщих закономерностей жизни человека является ключом к разгадке тайны логических категорий, законов, принципов и механизма их обратного воздействия на практику.

(more…)

“РАДАСТЕЯ” постановка реально- фантастического романа

Книга «Радастея» Евдокии Марченко – это самый перспективный прогноз будущего, ради которого хочется жить. Он основан на бесконечной вере в человеческий разум и способности людей. “Радастея” кажется невероятной фантастикой и дразнит близостью своей реальности. Где отношения между людьми тонкие, бережные, внимательные, выверены и лишены негатива, где взаимодействие с живой и не живой природой гармоничны и целесообразны, где человеческий мозг гибок, подвижен и развит, где окружающие события и жизнь наполнены радостью и смыслом. “Радастея” переносит в неведомые пространства, и представляет удивительных существ. Необычность захватывает, и далеко не сразу понимаешь – это просто люди. Люди, которые живут по-другому.